Всё больше привлекает внимание туристов и паломников церковь-крепость в д.Мурованка Щучинского р-на, до недавнего прошлого мало кому известная. Сегодня о ней пишут в газетах, снимают телерепортажи. Храм оживает, начинается новый этап в его истории. Государство поставило задачу к 2010-2011 гг. подготовить досье на внесение этого памятника архитектуры (наряду с другими комплексами храмов оборонного типа) в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. С конца 2007 г. началась подготовка к исследованию храма и написанию исторической справки. В результате научно-исследовательских работ, которые развернулись в храме Рождества Пресвятой Богородицы с начала 2008 г. (научный руководитель Лаврецкий Геннадий Александрович), были открыты довольно интересные, а порой и эксклюзивные архитектурные моменты и декоративные решения в конструкции храма, которые были повреждены временеми и скрыты под штукатурным слоем. В частности, были обнаружены аутентичные входы в восточные башни из центральной части храма. По-видимому, в позапрошлом веке эти входы были заложены , а вместо их прорублены новые с алтаря. Это открытие дало возможность судить о первоначальном уровне пола в восточных башнях и в алтаре, а также о судьбе алтарной стены, которая отделяла алтарь от центральной части храма. При расчистке западных башен найдены образцы аутентичной «маёликовой» плитки пола, покрытой зеленой и голубой лазурью. Немного позже был открыт портал над центральным входом в храм. Здесь обнаружена эксклюзивная декоративная отделка арки из фигурного формовочного кирпича, а также с выступающими наружу деталями, которые из-за повреждений были оштукатурены. Здесь же на «поребрике»(зубчатом поясе по внешнему периметру храма) под несколькими слоями штукатурки и побелки было скрыто орнаментальное архитектурное решение в виде «тычкового» пережженного кирпича. Это открытие, учитывая способы кладки, даёт возможность говорить о более ранней дате возведения храма. Во время расчистки чердачного помещения, обнаружили несколько фигурных формовочных кирпичей в виде геральдической лилии. Как оказалось позже, из таких кирпичей выложены нервюры на сводах потолков. Лилия символизирует чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы, поэтому этот символ подчёркивает тот факт, что здание было изначально возведено как храм в честь Пресвятой Богородицы. Проделанная работа с её открытиями и гипотезами проливает свет на историю и культуру наших предков. Довольно необычная для Белой Руси архитектура показывает связь народов мира и переплетение культур, которые, прихо издалека, ассимилировались с местными традициями и породили новые смысл и восприятие.