История Сарьи очень богатая и вспомнить есть о чем. Большую часть своей жизни ею владели аристократы. Род Лопатинских еще с XVI века еще владел деревней. Аристократы понимали, что географическое расположение этих земель очень выгодно. Лесные массивы, реки, озера – красивейшие места. А еще близость до Вильни, — все это представляло довольно лакомый кусок. В свое время это понял Брестский воевода Николай Лопатинский и в 1753 году у Александра Сапеги выкупил деревню. Правильным будет сказать, что с этого времени, благодаря предприимчивому воеводе, Сарья стала превращаться в жемчужину. Архивные данные утверждают, что Лопатинский был не просто отменным бизнесменом, но и популярным по тем временам юристом белорусско-литовского права. Ко всему прочему он был еще и полиглотом, владел пятью иностранными языками. За ним закрепилась репутация бескомпромиссного политика. Еще одним из его достоинств было то, что он начал собирать уникальную библиотеку и создавал фамильный архив. Жаль, что до наших дней дошли лишь отдельные документы. Но именно благодаря этим документам, мы узнали, что в реках Сарьянщины сетями ловили лосося. Лопатинские то оседали в родовом гнезде, то покидали его. Лишь правнук воеводы, Игнат, накрепко обосновался в Сарье. Потомок был под стать своему славному прадеду. Воспитанный на европейской моде, он прекрасно разбирался в эстетике. Благодаря своей эксцентричной матери Дороте, увлекался искусством. Был прекрасно эрудирован, политически подкован. Еще в детстве Игнат с матерью и сестрой путешествовали за границу: Италию, Францию. А младшая сестра даже училась музицировать у самого Фридерика Шопена. Наверное, Игнат так спокойно и размеренно и провел бы свою жизнь не будь он романтичной и чуткой натурой. Он часто выезжал в свет. И однажды он страстно влюбился в дочь бедного офицера Станислава Шумского. Невеста была бесприданница, но этот факт мало его волновал. В те времена подобный брак был непозволительной роскошью для аристократа. Лопатинского не испугало и то, что отец Марии воевал на стороне Бонапарта в 1812 года. Бунтарское прошлое нисколько не смутило потенциального зятя. Невзирая на все предрассудки молодые влюбленные поженились. Супружескому счастью четы Лопатинских не было ни конца ни края. Не омрачила их отношения даже смерть сына-первенца. Вот только не перенесла Мария третьих родов. Раньше времени разбилась любовная чаша. Убитый горем вдовец фактически поселился у могилы своей возлюбленной. Вот тогда и возникла мысль о строительстве костела в честь супруги. Память о безвременно ушедшей любви не позволила больше Лопатинскому жениться во второй раз.
Проект будущего храма Лопатинский заказал у самого известного архитектора тех времен – Густава Шахты. В июне десятки крепостных приступили к работе, и уже к осени фундамент костела был заложен. Игнат очень спешил. Ему не терпелось помолиться у алтаря на родовом кладбище за упокой души своей жены. Во времена Российской империи в западных краях проводилась антикатолическая кампания. Она набирала обороты. Строительство не православного храма могло закончиться весьма плачевно для Лопатинского. Разбирательства по этому поводу было не избежать. Когда строительство уже близилось к завершению, поздней осенью 1853 года в Сарью для этих целей был прислан чиновник по особым поручениям Алферов. Как только Лопатинский не убеждал его, что храм этот просто памятник своим жене и сыну. Что сюда он перенесет бюсты своих умерших предков и будет за них молиться. Это ведь не является преступлением. Чиновник выразил пану свое сочувствие, но как только вернулся домой, написал донос губернатору. Через полгода после этих событий в Сарью был направлен генерал-майор Какушкин для того, чтобы усмирить аристократа-вольнодумца. Генерал осмотрелся и пришел к выводу, что у Лопатинского не все в порядке с головой, так как только умалишенный додумается затеять стройку на кладбище. По сему поводу Какушкин написал шедевральный донос. Несмотря на нанесенную обиду, упрямый дворянин все-таки достроил костел. И в 1857 году освятил его во имя святой Марии. Вдобавок ко всему самовольно открыл школу для крестьянских детей, за что чуть не был в Сибирь. Как не парадоксально, но от ссылки Игната спас виленский генерал-губернатор Муравьев. Из-за жестокой расправы над участниками восстания 1863 года он вошел в историю под прозвищем Вешатель. Ссылка была заменена штрафом в сумме десяти тысяч рублей. Но на этом строительство храма окончательно не закончилось. Лопатинский решил дать костелу достойное обрамление. Позднее и появился чудесный и диковинный ландшафтный парк. Интересен тот факт, что подсобные помещения в имении построены тоже в духе неоготики. В 1872 году царское правительство вынесло свой приговор храму, и в этом же году он был освящен в Воскресенскую церковь. Во времена атеизма, советская власть разрешила превратить церковь в склад химикатов. А в начале 1920-х годов в бывшем имении располагалась коммуна. Родовые кладбища были разорены и исчезли вообще. В прекрасном саду располагался теперь дом отдыха для пограничных войск. Рассказывают, что здесь любил бывать сам маршал Буденный. Надвигалась эпоха новейшей истории, которая положила конец дворянским нравам Лопатинских и их неоготическим курятникам. Несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны Сарья была стерта с лица земли, как партизанская республика, храм все же устоял. В послевоенные годы представители местной советской власти хотели из творения Лопатинского сделать двухэтажный культурный центр: на первом – бар, а на втором – концертный зал. Перепланировка бесповоротно испортила величие собора. Аристократ Лопатинский вероятно перевернулся бы в гробу, зная намерения советов. К счастью дальше перепланировки дело не сдвинулось. Чудом церковь уцелела и избежала унижения. Когда народу вернули веру, храм много раз пытались отреставрировать. Благодаря энтузиазму руководителю местного совхоза это получилось, правда, лишь частично. Восстановлению подлежали изящные шпили, украшающие башни и профильный кирпич. Чтобы не повредить несущие конструкции стен, пришли к решению не трогать перекрытие между этажами. Живет и функционирует сегодня сарьянская Свято-Успенская церковь с внешними признаками готического католического костела. Важно, что эта культурно-историческая ценность дожила до наших дней почти в первозданном виде. Этот объект был взят под охрану государством. Одним из первых в районе он был назван памятником зодчества. Обидно лишь то, что случайные проезжие увидеть его не могут. Проезжая Верхнедвинский район, промелькнут лишь два указателя – наименования реки да деревни. Об этом святом месте, неописуемой красоты, с большой гордостью вам расскажут лишь местные жители да аисты – символы мира и счастья, которые селятся здесь сотнями.