Самый первый костел в Видзах построили миссионеры бернардинцы. Случилось это в 1481 г. Костел был сооружен из дерева на средства владельцев одного из видзовских «ключей» Гануша и Хведьки Довгирдови-чей. Позже, в 1498 г. виленский бискуп Войцех Табер освятил это сооружение во имя Наисвятейшей Девы Марии.
Где конкретно располагался тот костел, неизвестно.
Нынешний, так называемый Троицкий костел был построен в 1909-1914 гг. на средства парафии. В то время в местечке проживало 6 тыс. человек. Зато парафия насчитывала 13 тыс. членов и считалась самой большой в губернии. Видзы нуждались в храме солидных размеров. Могилёвская область, браславский район, г.п. Видзы.
Бесчисленные устные свидетельства указывают, что нынешний костел в Видзах — копия какого-то зарубежного храма. Самое активное участие в его строительстве принимала какая-то графиня из Вильно. Ее заинтересованность объясняют тем, что основные земельные владения этой дамы находились в непосредственной близости от Видзов. Еще утверждают, что именно она выбрала проект и уговорила проектировщика быть прорабом на момент строительства. И еще говорят, что между ней и нанятым архитектором была любовная связь. Ну что ж, если эта связь действительно имела место, то можно согласиться с утверждением, что любовь порой творит воистину прекрасное…
Видзовский костел — самая высокая культовая постройка в Беларуси. Общая высота его 59 м. Две многоярусные башни завершены острыми шатрами. Над главным входом — окно-цветок, выполненное из фигурного кирпича и мозаичного стекла.
Судьба костела достаточно печальна. Он был основательно поврежден в Первую мировую. Но затем в 1926 г. восстановлен усилиями ксендзов Слапшиса и Аманковича. Действовал до конца сороковых, пока не был закрыт в апреле 1950 г., когда арестовали ксендза Новицкого. Сначала помещение отдали под склад льна. Позже в нем размещался спортзал местного училища. Дошло до того, что сюда стали брезговать заходить даже самые отчаянные фанаты от спорта. Все вернулось на круги своя в конце 1988 г., когда парафияне вернули костел под свою опеку. Теперь медленно, но упорно ведется его реставрация.
Ведя разговор о костелах начала двадцатого столетия, каковых тут, в бывшей виленской губернии, в период царствования безвольного государя было возведено множество, следует прежде-всего отметить высокий уровень строительного мастерства.
Действительно, можно удивляться красоте и надежности этих каменных цветков. Возможность заимствовать у старины расширяла фантазию проектировщика. Последнему оставалось лишь добиться общей гармоничности своего творения.
Костелы Беларуси начала двадцатого столетия имеют много общего. Поэтому можно говорить даже о едином стиле для них. Может быть, это стиль подражания, может быть, смешения. Думаю, это время породило в архитектуре высшую стадию эклектики и модерна. Интерьер опять, как и в эпоху рококо, вышел на улицу. 6т готики новый стиль позаимствовал контрфорсы и стрельчатость оконных проемов, а от ренессанса — декоративные башни, аттик и граненую апсиду. Видзовский костел кроме того имеет алькежи — тоже заимствованный элемент. И хотя местные говорят, что их костел — копия другого храма, следует иметь в виду, что в Беларуси одинаковых храмов нет. То есть каждый храм для нас, как единственный…
Интерьер местного костела необычен двумя боковыми нефами, каждый из которых по площади мог бы составить отдельный храм. В плане костел подобен кресту. Толстые колонны поддерживают потолочные пере-крытия, так что зал расширен до размеров приличной уличной площади.
Объемность зала достигнута еще и большой высотой храма. Окна, в виду такой высоты, расположены в два этажа. Потолки—сводчатые. Причем своды для облегчения конструкции исполнены из дерева. Проект действительно удивительный. Такое творение способно украсить любой город, любую столицу. Поэтому можно говорить, что Видзам повезло. Графиня-инкогнито, если она действительно существовала, имела изысканный вкус. В храме есть все, в чем может нуждаться душа моляшегося: и пространство, и свет, и обычное удобство.