Здание ратуши располагалось на территории бывшей площади Высокого рынка, которая с XVI до середины XX веков являлась административным, торговым и культурным центром города. Ее формирование связано с введение в городе Магдебурского права и большой градостроительной реконструкцией в конце XVI века. В центре площади со смещением от рынка размещается с торговыми лавками и гостиный двор, причём ратуша главным фасадом ориентирована на здание гостиного двора. В 1499 году Минск получил Магдебурское право. Создается выборный орган самоуправления – магистрат, отныне и впредь ремесленники и торговцы (горожане) подчиняются только ему. История ратуши и Магдебургского права, которым был наделен Минск, неотделимы друг от друга.*Магдебургское право возникло в 13 веке в городе Магдебурге (отсюда и название), регулировало положение и деятельность горожан в условиях феодального общества*. Жаловал Минску магдебургское право 14 марта 1499 г. Великий Князь литовский Александр (1461-1506) . Минск получал право создавать собственный орган самоуправления – магистрат, который ведал всей жизнью города, являясь распорядительным, исполнительным и судебным органом. Главой магистрата являлся войт, назначаемый великим князем из числа крупных феодалов. Войт назначал сам или утверждал избранную горожанами коллегию выборщиков (радцев), состоящую из 12-20 человек. Грамота на Магдебургское право устанавливала привилегии: жители города освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных лиц. Учреждались: городской герб и знамя города. Пользуясь этим правом, магистрат Минска отстаивал город от произвола феодалов, войта, феодальной администрации замка, противостоял росту частновладельческих юридик. Первое здание ратуши было деревянным, но неизвестно где оно располагалось – археологи не нашли его остатков. Каменное же здание ратуши, которое было сооружено в 1582 году взамен деревянного, стояло в сквере посреди Соборной площади. Минская городская ратуша сильно пострадала в 1640г., когда «…сгорел ранок с лавками и ратуша». Отстроенная после этого пожара ратуша была значительным сооружением и имела выразительный архитектурный облик. Первоначальный архитектурный облик каменной ратуши был в традициях Северного Возрождения. В 1744 году обветшавшее здание опять восстановили. В конце XVIII века зданию придали черты классицизма по проекту губернского архитектора Крамера. Предполагается, что строительные работы были завершены около 1797 года и что автор проекта полностью сохранил конструктивную основу старого здания, добавив портики с балконами. Ратуша имела на фасаде часы и колокол (“звон”). В ней хранились единицы меры веса, объема, принятые в городе, заседал бурмистровско-радецкий, или ратушный, суд. В первой половине XIX века в здании ратуши находились суд, гауптвахта, полиция, архив, музыкальная школа, которой руководил известный минский музыкант-педагог В. Стефанович и даже театр, интерьер которого был оформлен росписями минского живописца Я. Кураткевича. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа ратуши часто играл городской оркестр. В подвале ратуши находилась тюрьма. В 1851г. было принято решение о сносе ратуши, но только в 1857г. Минская городская дума выделила деньги «на покупку снарядов для разборки ратушного здания». Все это время бывшая резиденция городского магистрата пустовала. Формальным поводом для сноса послужило то, что ратуша, «…занимая собой часть главной площади, стесняет ее и закрывает вид соборной церкви и вновь строящихся присутственных мест…» Однако по воспоминаниям очевидцев, здание ратуши было уничтожено из-за того, что «…оно своим существованием напоминало жителям об обычаях минувшего времени, о Магдебурском праве…». На решении о сносе ратуши строит собственноручная резолюция Николая 1. Во время правления Николая 1 Беларусь стала провинцией, Северо-Западным краем необъятной Российской империи. И незачем было лишний раз напоминать поданным о былых вольностях по Магдебурскому праву. *Разрушать ратушу не нашлось охотников среди горожан, и пришлось привлекать арестантов из городской тюрьмы. Из снятой с крыши жести было сделано 1 438 именных табличек на дома горожан, камнями стен замостили улицы и площади города, а деревья из ратушного сквера пошли на строительство в городском саду мостов и беседок-иорданок. В конце XX века в ходе археологических раскопок был выявлен фундамент, постамент от портика главного фасада, часть стен. Таким образом, стало известно достоверное месторасположение ратуши и ее натуральная величина. Культурный слой, примыкающий к ратуше, оказался богат находками. Были найдены черепица, изразцы, фрагмент посуды, также многочисленные миски, тарелки, кварты и рюмки говорят лишь об одном: чиновники ими активно пользовались. Также были найдены несколько каменных и железных ядер и мушкетные пули. Это тоже неудивительно, ведь в здании ратуши заседал суд, который рассматривал гражданские и уголовные дела. В одном из обнаруженных помещений пол был выложен булыжником, именно здесь и была гауптвахта. В 2002 году были начаты работы по восстановлению ратуши по архитектурному проекту С. Багласова и уже в конце 2003г. здание было сдано в эксплуатацию. Ратуша была восстановлена на исторически достоверном месте, определенном археологическими раскопками. Внутренняя планировка памятника не копируется полностью, однако сохранятся ее главные, наиболее ценные элементы. На втором этаже, где раньше располагался магистрат, сейчас ратушный зал для совещаний и приема почетных гостей. На первом – музей Минска – выставочные залы и экспозиция, рассказывающие об истории и достопримечательностях города. В большом экспозиционном зале под стеклянным куполом установлен макет исторического центра Минска начала девятнадцатого века. Прилегающий к ратуше сквер реконструирован и в настоящий момент выглядит, как и сто лет назад. К сожалению, не сохранился памятник Александру II, который находился в сквере ратуши и был снесен во время революции. В настоящее время на этом месте находится стеклянная пирамида, в которой находится макет города Минска XIX века. Две овальные аллеи с высаженными пирамидальными тополями, пешеходные дорожки, чугунные фонари и скамейки в стиле “ретро”. |